>>> Cooling.h1.ru >> Статьи и обзоры > Попутного ветра в кулер.. Rambler's Top100
Размер: 30 Кб, загрузка - 10 с. при 28.8 kbps
Статьи и обзоры | Модельный ряд | Ссылки | AMD рекомендует | Новости мира | News-Архив

 

Попутного ветра в кулер!

Материал любезно предоставлен сайтом Ferra.ru

Собрал систему на базе Атлон ХР 1500+, и естественно, озаботился проблемой охлаждение/шум.

При беглом осмотре открытого работающего компьютера стало понятно, что главным источником шума является сгоряча установленный кулер Volcano6Cu+. Кроме того, ребра его радиатора гнали очень горячий воздух прямиком на конденсаторы материнской платы, оперативную память и жесткий диск. Может, это замысел такой, и выходящий из радиатора воздух должен их охлаждать, но, на практике, в наглухо закрытом корпусе… Что-то не похоже. Температурный датчик процессора под нагрузкой показывал 52-54 градуса.

Кстати, из практики парусных походов известны ситуации, когда на водоеме разгуливается страшный ветер, меняющий направление по спирали. Ветер свистит в снастях, рвет парус, а суденышко при этом ни с места. Похожую ситуацию создает и высокооборотный вентилятор. Турбулентный воздушный поток лупит из него прямо в ребра радиатора. Тот же вентилятор, высасывающий воздух из радиатора и только потом завихряющий его, по идее, должен шуметь меньше.

Для лучшего охлаждения, на передней стенке корпуса был установлен дополнительный вентилятор на вдув, а для подавления шума корпус уклеен внутри шумоизоляцией для автомобильных дверей. Помогло, но не сильно.

Шум вообще — штука не простая. Из работ специалистов выходит, что тихая задушевная беседа тянет на 30 дБ, а звук двигателя реактивного самолета на 120 дБ. Разница в «научных» величинах всего в четыре раза (это, конечно, шутка - поскольку эти величины имеют логарифмическую шкалу, разница по звуковому давлению между ними примерно 30000 раз, а по мощности звука и того больше - миллиард раз - А.К.). А по ощущениям? Раз в сто. А еще надо учитывать, что разные частоты воспринимаются по-разному, шумы от разных источников взаимодействуют, глушатся более мощными... Темный лес.

Для себя я определил следующие ориентиры: относительная тишина — это когда внутри закрытого корпуса под столом изолирован источник шума до 35 дБ, а каждые следующие 5-10 дБ, похоже, воспринимаются в два раза громче (на самом деле, удвоение по мощности звука приходится на каждые 3 дБ, а по давлению - на каждые 6 дБ. Подробнее обовсем этом можно почитать, например, в обзоре www.ferra.ru/online/supply/5961 - А.К.).

В любом случае, собственные уши – лучший инструмент.

В общем, были поставлены тривиальные взаимоисключающие задачи: снизить и шум, и нагрев как процессора, так и остальных дорогостоящих компонентов компьютера.

Решение пришло следующее: радиатор от Volcano6Cu+ остается на месте; на него ставится низкооборотный большой вентилятор, а так как радиатор для этого не предназначен, вентилятор крепится к корпусу; работать он должен на реверс, то есть тянуть горячий воздух из радиатора и не просто тянуть, а сразу наружу — за пределы корпуса. Нечего ему циркулировать внутри.

Подтверждения некоторым своим выводам я нашел в интернетовских конференциях, так что на лавры первопроходца не претендую. Полагаю, что умельцы эти идеи уже давно реализуют. Просто я об этом не знаю.

Для эффективного отвода воздуха из радиатора, на вентиляторе укреплен фартук-переходник. Высота фартука 40 мм, он охватывает радиатор по периметру с зазором около 5 мм и тянет воздух почти от основания радиатора. Выгнут фартук из оцинкованного железа толщиной 1 мм. Сам вентилятор висит на высоте около 10 мм от верхней плоскости радиатора. Использован вентилятор Jamicon JF0925S1H, 92х92 мм, 2800 оборотов в минуту, производительность 53 куб. фута в мин., заявленный шум 35 дБ. Сверху на вентилятор надет воздуховод сечением 50х100 мм. Под него, в задней стенке корпуса вырезано соответствующее отверстие. Воздуховод сделан из отрезка пластикового кабельканала. Стык выходного отверстия воздуховода с отверстием в стенке уплотнено фланцем из пористой резины. Все это хозяйство крепится к задней стенке корпуса на двух металлических Г-образных кронштейнах.

Вентилятор подключается к блоку питания — опять же, материнская плата разгружается.

Так это выглядит:

1

2

Дополнительный корпусной вентилятор снят. Новый совмещает обе функции — охлаждает процессор и является корпусным, работающим на выдув. Также на выдув работает вентилятор блока питания. По-моему, этого достаточно. Зачем нам лишние шумовые эффекты.

Воздух в корпус поступает через отверстие на передней стенке. Также, для лучшего притока воздуха к видео- и аудиокартам, на задней стенке сняты пара соседних заглушек. Отверстия закрыты фильтрами.

На мой взгляд, это необходимо – воздух затягивается в корпус прямо с пола, а правильный фильтр задерживает 99% пыли, при этом, довольно легко пропускает воздух и вычищается пылесосом. Хороший фильтр найти сложно, но можно.

В результате, температура процессора осталась почти на прежнем уровне — датчик теперь показывает 50-52 градусов. Надеюсь, что другим компонентам стало намного комфортней.

Исчезла вибрация радиатора и соответственно материнской платы. У системы появились резервы (для лучшего охлаждения, можно вернуть на переднюю стенку корпусной вентилятор — на подачу воздуха к радиатору).
И стало намного тише. Вернулись старые добрые времена Селерона.

В принципе, большой вентилятор можно устанавливать прямо на заднюю стенку корпуса и тянуть от него воздуховод к радиатору. А если еще и радиатор целиком медный игольчатый поставить на серебряную термопасту, а на вентилятор регулировку частоты вращения пристроить (например, как в обзоре www.ferra.ru/online/supply/5961)...

Для воздуховода можно использовать, что под руку подвернется, например, пластиковую продуктовую упаковку. Придать пластику нужную форму можно, разогревая в кипятке.
Простор для творчества.

0

Процесс изготовления подобной конструкции может показаться довольно трудоемким, но это проще и дешевле, чем морочиться с элементом Пельтье или водяным охлаждением. Сложные технологические решения порождают сложные сопутствующие проблемы.

На мой взгляд, за подобную работу не стоит браться только ради конечного результата. Машина, она ведь и без этого неплохо работает.

Время, проведенное за доводкой деталей, и вид качественного готового изделия, сами по себе, должны доставлять удовольствие.

Материал любезно предоставлен сайтом Ferra.ru

 

Рекламка

 

 

 

 

 

 

  be number one Rambler's Top100

Site owner - Агафонов, Designed им же.